11. Финансы
Доходы консолидированного бюджета Брянской области в 2015 году составили 49827 млн. рублей, или 106,2 процента к уровню 2014 года. Объем налоговых платежей уменьшился на 1 процент и составил 23924 млн. рублей, в том числе:
- налог на доходы физических лиц увеличился на 2,6 процента (11518 млн. рублей);
- акцизы увеличились на 18 процентов (2992 млн. рублей);
- налог на имущество организаций уменьшился на 10,5 процента (2177 млн. рублей).
Безвозмездные поступления увеличились на 15,9 процента и составили
23701 млн. рублей, в том числе субсидии из федерального бюджета увеличились на 1,9 процента (8644 млн. рублей), субвенции из федерального бюджета – в 2,6 раза (6788 млн. рублей), дотации из федерального бюджета - на 0,8 процента (7088 млн. рублей).
Расходы консолидированного бюджета Брянской области в 2015 году составили 52847 млн. рублей, увеличились по сравнению с 2014 годом на 10,7 процента. Основной удельный вес в расходах в 2015 году занимали расходы на образование (25,5 процента в общем объеме расходов). Их объем в 2015 году остался на уровне прошлого года и составил 13493 млн. рублей. Расходы на национальную экономику увеличились на 4,3 процента и составили 12972 млн. рублей, расходы на здравоохранение увеличились на 3 процента (6825 млн. рублей).
По итогам 2015 года сложился дефицит финансовых ресурсов в сумме 3020 млн. рублей. С целью финансирования дефицита бюджета был увеличен объем государственного внутреннего долга Брянской области до 15349 млн. рублей (58,8 процента от собственных доходов консолидированного бюджета).
Доходы консолидированного бюджета Брянской области в 2016 году оцениваются в сумме 56515 млн. рублей или 113,4 процента к уровню 2015 года. Налоговые доходы составят 27530 млн. рублей, увеличившись на 15,1 процента. Налог на прибыль организаций увеличится на 53,9 процента к уровню 2015 года (4800 млн. рублей), акцизы увеличатся на 34,7 процента (4031 млн. рублей), налог на доходы физических лиц – на 3 процента (11865 млн. рублей). Неналоговые доходы уменьшатся на 17,2 процента и составят 1822 млн. рублей.
Безвозмездные поступления увеличатся на 14,6 процента по сравнению с 2015 годом и составят 27163 млн. рублей, в том числе субсидии из федерального бюджета увеличатся на 25,7 процента (10863 млн. рублей); субвенции из федерального бюджета уменьшатся на 12,2 процента (5959 млн. рублей); дотации из федерального бюджета увеличатся на
29,4 процента (9169 млн. рублей).
Расходы консолидированного бюджета области в 2016 году определены с учетом безусловного исполнения социальных обязательств, недопущения снижения заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы. Их объем в 2016 году составит 57737 млн. рублей или 109,3 процента к 2015 году. Расходы на образование оцениваются в сумме
13676 млн. рублей, что больше уровня 2015 года на 1,4 процента, на национальную экономику – 17686 млн. рублей (больше на 36,3 процента), социальную политику – 15300 млн. рублей (больше на 31,5 процента), здравоохранение – 2596 млн. рублей (меньше на 38 процентов). Увеличение расходов на социальную политику и уменьшение расходов на здравоохранение в 2016 году связано с изменением порядка отражения расходов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Дефицит финансовых ресурсов консолидированного бюджета в 2016 году оценивается в сумме 1 222 млн. рублей.
Доходы консолидированного бюджета области на 2017 год определены в сумме 56929 млн. рублей или 100,7 процента к оценке 2016 года. Налоговые доходы прогнозируются в сумме 28563 млн. рублей, что на 3,8 процента больше уровня 2016 года, в том числе налог на прибыль организаций – 4824 млн. рублей (больше на 0,5 процента), налог на доходы физических лиц – 12308 млн. рублей (больше на 3,7 процента), акцизы – 4387 млн. рублей (больше на 8,8 процента), налог на имущество организаций – 2621 млн. рублей (меньше на 2 процента). Неналоговые доходы уменьшаться на 16,7 процента и составят 1517 млн. рублей.
В 2017 году безвозмездные поступления из федерального бюджета прогнозируются в объеме 26849 млн. рублей, что меньше уровня 2016 года на 1,2 процента.
Расходы консолидированного бюджета области на 2017 год определены в сумме 57474 млн. рублей. Расходы на здравоохранение уменьшатся на 15,9 процента и составят 2183 млн. рублей в связи с завершением строительства перинатального центра, на жилищно-коммунальное хозяйство – на 21,2 процента (1434 млн. рублей) в связи с завершением программы по капитальному ремонту многоквартирных домов, на национальную экономику – на 5 процентов (16796 млн. рублей). Расходы на образование увеличатся на 3,8 процента и составят 14199 млн. рублей, на социальную политику - на 6 процентов (16222 млн. рублей).
Доходы консолидированного бюджета области на 2018 год определены в объеме 58814 млн. рублей, что на 3,3 процента больше уровня 2017 года. Налоговые доходы составят 29952 млн. рублей, что на 4,9 процента больше, чем в 2017 году, неналоговые доходы – 1478 млн. рублей (меньше на 2,5 процента уровня 2017 года). Безвозмездные поступления из федерального бюджета прогнозируются в сумме 27384 млн. рублей, что на 2 процента больше уровня 2017 года. Расходы консолидированного бюджета области на 2018 год определены в сумме 58672 млн. рублей, что больше уровня 2017 года на 2,1 процента.
Доходы консолидированного бюджета области на 2019 год определены в объёме 59321 млн. рублей, что на 0,9 процента больше, чем в 2018 году. Налоговые доходы составят 31945 млн. рублей (больше на 1,6 процента), неналоговые доходы – в сумме 1434 млн. рублей (меньше на 3 процента уровня 2018 года). Безвозмездные поступления из федерального бюджета останутся практически на уровне 2018 года и составят 27376 млн. рублей. Расходы консолидированного бюджета области на 2018 год увеличатся на 1083 млн. рублей и составят 59755 млн. рублей (больше на 1,8 процента).
Оценка расходных обязательств консолидированного бюджета Брянской области на 2017 – 2019 годы осуществляется с учетом роста поступлений налоговых и неналоговых доходов, а также обязательств в соответствии с заключенными Брянской областью с Минфином России соглашениями в части ограничения объема дефицита областного бюджета и государственного долга.
Исходя из этого по прогнозу в 2017, 2019 годах сложится дефицит финансовых ресурсов консолидированного бюджета в сумме 545 и 434 млн. рублей соответственно. В 2018 году профицит бюджета с целью сокращения государственного внутреннего долга составит 142 млн. рублей.
Государственный долг Брянской области и входящих в её состав муниципальных образований в 2016 году ожидается в объеме 16174 млн. рублей. По прогнозу в 2017 году государственный долг Брянской области составит 15939 млн. рублей, в 2018 году – 14612 млн. рублей, в 2019 году – 15229 млн. рублей. Расходы на обслуживание государственного долга в 2017 – 2019 годах планируются в следующих объемах: 2017 год –
1000 млн. рублей, 2018 год – 1170 млн. рублей, 2019 год – 1419 млн. рублей.
Долговые обязательства Брянской области существуют в виде обязательств по:
- кредитам, полученным Брянской областью от кредитных организаций;
- государственным гарантиям Брянской области;
- бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет Брянской области от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
Долг по государственным займам Брянской области, осуществляемым путем выпуска ценных бумаг Брянской области, отсутствует и не планируется.
Источниками покрытия долговых обязательств Брянской области являются кредиты, полученные Брянской областью от кредитных организаций и бюджетные кредиты, привлеченные в бюджет Брянской области от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.