5 июля Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев в режиме видеоконференции провел совещание по вопросу совершенствования контрольно-надзорной деятельности.
В мероприятии приняли участие Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка, руководители министерств и ведомств, руководители приоритетной программы по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности», руководители ведущих общественных объединений предпринимателей.
От Брянской области в селекторном совещании приняли участие Губернатор Брянской области Александр Богомаз, главный федеральный инспектор по Брянской области Леонид Соломатин, прокурор Брянской области Александр Войтович, заместитель Губернатора Галина Петушкова, председатель БРО ООО «Деловая Россия» Игорь Алехин, председатель общественной палаты Брянской области Андрей Антюхов, руководитель Государственной инспекции труда в Брянской области Виктор Васильев, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области Сергей Ведерников, председатель Брянского регионального отделения «ОПОРА РОССИИ» Виктор Гринкевич, начальник Управления государственного автодорожного надзора по Брянской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАДН по Брянской области) Виктор Дакше, заместитель руководителя Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Олег Ермолаев, президент Союза «Брянская торгово-промышленная палата» Антонина Катянина, врио руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) по Брянской области Елена Куриленко, руководитель Управления Федеральной налоговой руководитель Управления Федеральной налоговой службы России по Брянской области Андрей Маркелов, и.о. начальника Брянской таможни Милослав Минченко, руководитель управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Брянской области Сергей Пирогов, директор межобластной ветеринарной лаборатории Иван Сидоров, руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области Людмила Трапезникова, руководитель Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям Алексей Щеглов, заместитель главного государственного инспектора Брянской области по пожарному надзору Главного Управления МЧС России по Брянской области Николай Яньков. Дмитрий Медведев подчеркнул, что мероприятие проводится в таком широком формате, поскольку успех реализации реформы контрольных и надзорных органов во многом зависит от регионов. Он, в частности отметил:
— Где-то полгода назад мы приступили к реформе контрольной и надзорной деятельности. Эта сфера была выделена в отдельную приоритетную программу. Все целевые задачи реформы вплоть до 2025 года были специально сформулированы и утверждены. Мы, кстати, вчера их обсуждали и на партийной комиссии «Единой России». Так что эта тема является очень важной для различных форматов обсуждения.
Успех любой реформы в значительной мере зависит от эффективности её исполнения в регионах, поэтому у нас сегодня такой селектор. Мы обсудим с коллегами, как организована эта работа и как обеспечивается координация реформы с территориальными органами.
На что хочу обратить особое внимание руководителей контрольных ведомств, которые здесь присутствуют?
Во-первых, начиная с 2018 года все плановые проверки должны проводиться исключительно исходя из категорий рисков. По таким категориям, в свою очередь, необходимо распределить все поднадзорные объекты.
Как мы и договаривались, контрольный фокус — на места, где угроза причинения вреда, прежде всего жизни и здоровью людей, является максимальной. И наоборот, нет смысла ходить с проверками туда, где потенциальная угроза незначительна.
Такой же подход необходимо использовать и при внеплановых проверках.
Второе. Деятельность контрольных ведомств будет оцениваться не по количеству проверок, величине выписанных штрафов и красивым бумажным отчётам, а по улучшению реальных показателей безопасности. Важно, чтобы не только приходили с проверкой, а фактически замеряли, насколько снизились смертность, травматизм, заболеваемость или экономический ущерб. На этом же основании будут приниматься и соответствующие кадровые решения.
Третье. Развитие современной высокотехнологичной компании несовместимо с выполнением устаревших требований со стороны надзорных органов. Многие из этих требований перекочевали ещё с советских времён. К осени ведомства должны подготовить «дорожные карты» по их сокращению и актуализации. А в дальнейшем эти требования должны быть кодифицированы по каждой сфере государственного контроля.
Подготовкой предложений по пересмотру требований занимается и Общественно-деловой совет под руководством РСПП.
Такая совместная работа должна повысить доверие бизнеса к государству и, конечно, улучшить взаимоотношения властей и предпринимателей.
При непосредственном участии предпринимателей внедряются и так называемые проверочные листы, то есть списки контрольных вопросов при проверках. Я подписал ряд постановлений на эту тему. Такие «чек-листы» станут обязательными при плановом пожарном надзоре, надзоре в сфере природопользования и связи. Предмет проверок будет строго ограничен согласованным перечнем вопросов.
В числе таких вопросов и требований — наиболее значимые угрозы. Они касаются вреда жизни и здоровью, окружающей среде, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и некоторых других. С октября этого года новые правила заработают с некоторыми исключениями, а с июля следующего года — для всех объектов защиты.
Уже сейчас очевидно, что одним из главных направлений будущей работы станет цифровизация государственного управления, и в первую очередь государственного контроля, в рамках задачи по построению цифровой экономики, которая была поставлена Президентом. Сегодня она будет обсуждаться на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Нам предстоит совершить переход от долгих и дорогих очных проверок к дистанционным методам контроля — с помощью телеметрии, датчиков, фото- и видеофиксации и так называемого интернета вещей. Для этого крайне важно наладить быстрый и удобный обмен данными с регионами и таким образом шире вовлечь их в создаваемую единую информационную среду контроля и надзора.
В отдельных местах уже успешно применяются технологии дистанционного контроля. Более того, они доказали свою экономическую эффективность. Все эти практики можно тиражировать.
И главное, чего предстоит добиться в результате реформы, — это принципиально изменить саму философию контроля. Перестроить его с принципа «найти нарушение и наказать любой ценой» на принцип партнёрского и «сервисного» отношения к бизнесу. Сместить акцент на профилактику нарушений и предотвращение ущерба.
И люди наши, и, конечно, сам бизнес ждут от реформы конкретных результатов, прозрачности, современных и предсказуемых подходов, качества работы. Ждут нового уровня безопасности и нового уровня экономической свободы.
Мы договорились, что каждым надзорным органом в регионе ежеквартально будут проводиться публичные обсуждения результатов проверок с предпринимателями — по существу и в профессиональном ключе.
Для оценки практических результатов хода реформы в Правительстве будет создана специальная аттестационная комиссия. Она будет постоянно следить за работой руководящего состава надзорных ведомств.
Отдельно хочу выделить в реформе государственного контроля роль органов прокуратуры. В тесном взаимодействии с Генеральной прокуратурой Правительство готовило все основные направления этой реформы. И один из основных ресурсов по обеспечению прозрачности государственного контроля — единый реестр проверок — создавался и развивается нами совместно.
Прокурор России Юрий Чайка детально остановился на необходимости реализации программы, основываясь на выводах, подготовленных по результатам прокурорских проверок.
Брянская область активно готовится к исполнению поставленных Председателем Правительства задач. В регионе под руководством Губернатора Александра Богомаза проводится работа, направленная на сокращение административного давления на бизнес и повышение безопасности государства и общества за счет повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности. Программой определено восемь самостоятельных проектов-задач. Среди них внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности; внедрение системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности; систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований; внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований;
внедрение эффективных механизмов кадровой политики в деятельности контрольно-надзорных органов; внедрение системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности; автоматизация контрольно-надзорной деятельности; повышение качества реализации контрольно-надзорных полномочий на региональном и муниципальном уровнях.
Паспорт каждого из этих проектов содержит целевые показатели, которые должны быть достигнуты в конкретные сроки, а также описание мероприятий, которые будут реализованы на том или ином этапе реформы.
Создано: 5 июля 2017 г. 17:36:43
Обновлено: 6 июля 2017 г. 8:35:31